Светлана Василенко (svetvasilenko) wrote,
Светлана Василенко
svetvasilenko

Categories:

Стихотворение "Цыганская мадонна"

Светлана Василенко


Цыганская мадонна

Звеня монистами
В пыльный автобус
На остановке «Средняя Ахтуба»
Входит моё стихотворение –
Молодая цыганка с тремя цыганятами.
Идёт прямо ко мне,
Сажает двух цыганят на свободное место,
Одного – ко мне на колени:
Он засыпает в ту же секунду.
Спрашиваю, как его зовут.
Мальчика зовут Рустам.
Ему пять лет. Рядом сидит
4-летняя Патрония – Патриша.
Самый маленький – Андрей,
Но есть еще одна дочь,
Она осталась дома. Назвали её
По-цыгански – Роксана.
Саму же цыганку зовут
Мария.
Едут в Ахтубинск - от матери к мужу.
Выдержал без неё один день.
Говорит, гордясь, что
Муж очень красивый –
Высокий и стройный,
Волос у него – светлый,
Глаза – серые,
Как у его отца, тоже
Цыгана.
Марии – 27 лет,
А просватали её в 16,
А сватали так:
Пришла свекровь в дом,
Попросила воды,
И долго-долго пила –
Полдня –
Разглядывала её,
Марию.
Забрали её из Средней Ахтубы в Ахтубинск,
За сто километров,
В другой табор.
Мужа до свадьбы не видела.
На вопрос, любит ли мужа,
Уклончиво отвечает,
Что отдали её замуж слишком рано.
Что живут в сырой землянке,
Рядом с Волгой –
Там, где Волга встречается с Ахтубой, -
В Петропавловке,
У стрелки.
Муж торгует на рынке.
- Чем?
Опять уклончиво:
- Да так. Когда чем. Барахлом.
Мария очень красива:
Большие чёрные глаза,
Точёный нос, розовые губы.
- А конь? Есть ли у него конь? –
Спрашиваю я.
Нет, коня у него нет.
Коней теперь у цыган нет.
Табор теперь не кочует,
Живут на одном месте.
Мы смотрим с ней в окно
На бесконечную степь,
И я рассказываю ей
Про Индию, о Раджистане,
Где я побывала три года назад,
И откуда когда-то давно
Огромным табором пришли
Цыгане.
Она зачарованно слушает,
Как сказку.
О персидском шахе Надире,
Который завоевал Раджистан
И выгнал цыган из Индии,
О несметных сокровищах Индии –
Золоте, драгоценных камнях,
(Мария спрашивает о ценах
И радостно смеется, узнав, что
Жемчуг отдают там совсем даром),
О белоснежном дворце Тадж-Махале,
О шёлковых коврах, священных коровах,
Верблюдах, индуистских храмах…
Об индийских песнях и танцах –
Откуда пошли и цыганские песни и танцы.
- А ваши песни и танцы? – спрашиваю я. –
Вы их сохранили?
- Да, на праздниках мы поём и танцуем.
- А какие праздники у цыган остались? –
спрашиваю я.
- О, много! – говорит Мария и перечисляет,
Загибая пальцы. – Рождество –
Самый большой цыганский праздник.
Потом – Пасха. Троица – тоже очень
Большой праздник у цыган…
- Так это же праздники православные, -
говорю я.- Русские.
- Да, русские тоже празднуют, - важно говорит Мария. –
Но сам Христос был цыганом…
- Цыганом? – спрашиваю я удивлённо.
- А ты не знала? – гордо говорит Мария. –
Он и родился, как настоящий цыган, –
в чистом поле под цыганской звездой.
Потом со святыми апостолами по всему свету
Табором ходил, чудеса творил,
Всё что сбудется, знал, как все цыгане знают.
И убили его злые люди, как цыган убивают, -
Ни за что… Но он на третий день воскрес!
И мать его звали так же, как меня – Мария…
Я не спорю.
Выхожу на остановке «Капустин Яр»,
У базара, где меня встречает мама.
Автобус трогается.
В его окно на меня строго,
Словно с иконы,
Держа на руках сына,
Смотрит Мария.

11 мая 2009 г.,
Средняя Ахтуба – Капустин Яр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments